Изменения и дополнения к Образоват програма ДО МБДОУ №8 2025г

Приложение
К приказу МБДОУ №8 «Огонёк»
от 29.08.25г № 114

Изменения , в Образовательную программу дошкольного
образования МБДОУ №8 « Огонёк» 2025г
1. Дополнить «Пояснительную записку» Целевого раздела ОП ДО следующим
содержанием:
Реализация Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г.
№273-ФЗ), Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации №1155 от 17.10.2013г., (далее ФГОС ДО) предусматривают учёт
этнокультурной ситуации развития детей.
При этом необходимо обратить внимание на то, что специфика региональной культуры
строится не только на общих процессах, происходящих в образовании и культуре, но и на
развитии детей как представителей региона, с одной стороны, и как носителей местной
культуры — с другой стороны.
В дошкольном периоде закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется
ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию
других людей.
В этот период идет развитие базовых способностей личности, ее социальных и
культурных навыков.
В условиях дошкольной образовательной организации идет естественное погружение
дошкольника в истоки региональной культуры, появляется потребность в познании
окружающего мира, общего жизненного пространства, происходит усвоения местных
историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций,
национальных, географических, и регионально-культурных особенностей социальной
среды.
Через ознакомление с родной природой, культурным наследием и социальным
окружением дошкольник начинает осознавать свою принадлежность к своей семье, дому,
малой Родине, усваивает при этом общечеловеческие и национальные ценности в
духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
1.1Актуальность Региональной парциальной Программы «Осетия – мой край
родной!» заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к
изучению родного языка и истории и культуры родного края.
Двуязычная культурная среда – благоприятная почва для того, чтобы у человека не
сформировались комплексы, связанные со своей национальной идентичностью.
Здесь оба языка – живые, рабочие, содержательные, они усваиваются естественно в
разнообразных ситуациях.
Тот, кто с детства учил более одного языка, в старшем возрасте легче и лучше усваивает
другие языки. Но без употребления язык, как и многие другие явления, погибает.
Значение изучения языка состоит не только в овладении основами речи, но и в
воздействии на общее развитие личности ребенка. Кроме того, он лучше осознает
явления языка и речи в целом, более внимательно относится к родному языку и родной
культуре, сравнивает «свое» с «чужим», становится коммуникативно-образованным.
Под влиянием занятий совершенствуются познавательные и речевые способности,
расширяется кругозор.
Психологически важно, чтобы первоначальные знания о мире были даны ребенку на
своем родном языке.
Постигая мир в эмоциональном контакте со взрослыми, ребенок пользуется речью для

опосредования своих впечатлений, накопления сведений, выражения мыслей и чувств.
Если этот процесс скуден недостаточностью формы выражения, почти неизменно
сопутствующей речи на чужом языке, то и представления ребенка об окружающем
неполны.
Кроме того, сберечь свой язык в ситуации двуязычия помогает высокий социальноэкономический статус носителей языка и вера в свою родную страну, самоуважение и
общее положительное мировосприятие, глубокое знание языка окружения и интерес к
родной культуре.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Региональная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций
дошкольного уровня образования, отмеченных в Федеральной образовательной
программе дошкольного образования. (утверждена приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.11.2022 года №1028):
1. Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами.
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного
на приобщение детей к традиционным духовно нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Региональная Программа «Осетия – мой край родной!» разработана в соответствии с
Федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО),
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и
ориентирована на специфику национальных, социокультурных и региональных условий.
Целью Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного
детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Основная цель реализации этнокультурного компонента — заложить нравственные
основы, которые помогут детям стать более устойчивыми к негативному влиянию, создать
условия, при которых будет формироваться любовь к родному дому, к истории родного
края, уважение к труду родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Цель региональной Программы достигается через решение следующих задач:
*- приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям осетинского народа: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство многонационального народа республики;
* - обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного
образования и планируемых результатов освоения региональной программы
*- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
* -обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и
развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
1.3 Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы (к концу
дошкольного возраста) ребенок:
---проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятия
спортом и ознакомлением с достижениями осетинских спортсменов, соблюдает
элементарные социальные нормы и правила поведения в различных видах деятельности,
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, способен понимать и учитывать
интересы чувства других, договариваться, и дружить, разрешать возникшие конфликты;
--- проявляет положительное отношение к миру, разным видам труда, другим людям и

самому себе, способен откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию,
способен принимать собственные решения и проявлять инициативу;
---обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, о себе, собственной
принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, составе семьи,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях, обществе, его
национально-культурных ценностях, государстве и принадлежности к нему, имеет
представление о жизни людей в своей республике, имеет некоторые представления о
важных исторических событиях Отечества;
---способен воспринимать и понимать произведения различных видов искусств, имеет
предпочтение в области музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности,
выражает интерес к культурным традициям своего народа в процессе знакомства с
различными видами и жанрами искусства, обладает начальными знаниями об искусстве,
способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели,
демонстрирует сформированные предпосылки к учебной деятельности.
2. Дополнить Содержательный раздел следующим содержанием:
2.1 Формы, способы, методы и средства реализации программы
. Формы, методы, способы и средства реализации региональной программы
Организованная образовательная деятельность реализуется через различные виды
детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской, коммуникативной)
или их интеграцию, выбор которых осуществляется педагогом. Воспитатель
предусматривает не только формы организации образовательной деятельности, способы,
методы и средства реализации образовательных задач, но и определяет наиболее
эффективную модель обучения.
1. Модель – учебно-дисциплинарная предусматривает организованную образовательную
деятельность (ООД), содержание, которого реализуется в непосредственно деятельности с
детьми.
Воспитатели групп должны систематически закреплять материалы
образовательного, языкового, воспитательного образования, опираясь на разнообразие
задач и интеграцию детских видов активности.
2. Модель - развивающая предусматривает обучение детей осетинскому языку в
условиях непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов.
Весь процесс постижения второго языка выстраивается в совместной деятельности, в
котором удовлетворяется потребность ребенка в общении.
Специально организованная учебная речевая ситуация предполагает создание отдельной
комнаты, в которой будут созданы условия для речевого развития.
Она может быть оснащена мультимедийным оборудованием, яркими наглядными
пособиями, дидактическими аудио-видео материалами.
Такое помещение можно оснастить государственной символикой России и Осетии,
фотографиями с изображением столиц России и Осетии, главных достопримечательностей
родного города и села, красочными альбомами осетинского и русского декоративноприкладного искусства, развивающими играми, различными детскими рисунками,
проектами, игрушками-персонажами осетинских сказок, детской художественной
литературой, предметами для организации сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
Образовательную деятельность в ходе режимных моментов воспитатель выстраивает
таким образом, чтобы в естественных ситуациях общения закрепить материал,
пройденный в рамках организованной образовательной деятельности.
В течение дня необходимо так выстроить общение с ребенком, чтобы он смог вступить в
диалог, ответить на вопросы, задать их, выполнить поручение по ходу совместной
деятельности, то есть осмысленно осуществлять речевые действия.
3. Модель – личностно-ориентированная реализуется в условиях совместной
партнерской деятельности взрослых и детей в течение дня.

Прежде всего, следует обеспечить комфортное нахождение ребенка в группе, где он не
должен страдать от того, что не всё понимает.
В детском саду, где есть двуязычные дети, каждый взрослый (родитель, воспитатель,
младший воспитатель) является педагогом по развитию речи. Они используют
возникающие ситуации, чтобы познакомить ребенка с типовыми фразами,
употребляемыми в тех или иных обстоятельствах.
Воспитателю следует постоянно называть предметы, находящиеся в окружении ребенка,
использовать иллюстрированные картотеки, время от времени брать в руки игрушкуперсонаж и разговаривать с ней (меняя голос по роли), давая образец коммуникативных
высказываний.
Ребенок нуждается в ярких картинках с достаточно крупными изображениями. Поэтому
полезно развешивать большие тематические плакаты, предполагающие называние
предметов и их свойств.
За педагогом остается право выбора одной из моделей обучения или их
комбинирования, а также создание других вариативных моделей.
Формы работы с детьми:
- беседы, тематические прогулки, экскурсии, наблюдения;
- занятия на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов,
открыток;
-выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству;
- дидактические, подвижные, словесные игры;
-экспериментирование с различными художественными материалами;
- развлечения, фольклорные праздники;
- заучивание считалок, прибауток, потешек, стихов, народных песен;
- использование народных игр, в том числе хороводов;
- чтение художественной литературы;
- сюжетно-ролевые игры;
- рассматривание книг, альбомов, просмотр слайдов и видеофильмов об Осетии.
Одна из форм работы с детьми:
– «Творческие мастерские.»
Цель: приобщение к народным промыслам республики через продуктивные виды
деятельности.
Работа в творческих мастерских ведётся как в совместной, так и в самостоятельной
деятельности.
Значимой частью работы творческих мастерских является кружковая деятельность по
лепке из глины.
«Гончарная мастерская»: это знакомство с историей создания игрушки, керамики,
изделия из глины, украшенные различными способами, создание декоративных
украшений, скульптуры.
«Бисероплетение»: знакомство с историей бисероплетения, различными видами бисера,
материалами для работы, с техниками бисероплетения и безопасности при выполнении
работ из бисера.
«Декоративная роспись»: знакомство с осетинским орнаментом с одним из самых
древних видов народных промыслов народа, использование мотивов осетинского
орнамента.
Результаты продуктивной деятельности оформляются в форме тематических выставок.
«Ниткография»: украшения цветными нитками осетинского костюма, кукольной
скатерти и постельного белья и т.д.
Проектная деятельность.
Цель: развитие поисковой активности, развитие инициативы, побуждение к творческому
выполнению заданий, проявлению своих чувств.
Деятельность по реализации проектов через организацию совместной партнерской
деятельности взрослого с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности
детей, организацию взаимодействия с семьями воспитанников.

Темы мини-проектов связаны между собой логически и вместе представляют целостную
картину сведений о родной Республике.
1. «Я и моя семья» - способствует воспитанию гуманного отношения к членам семьи, их
занятиям, формирование представлений о семейных ценностях и традициях.
2. «Наш город - Дзæуджыхъæу» тема направлена на ознакомление детей с родным
городом, его прошлым и настоящим, его достопримечательностями, трудовой
деятельностью людей, живущих в городе.
3. «Наша Родина – республика Северная Осетия-Алания»
4. «Художественные ремесла Осетии»
5. «Традиции и праздники народов Алании»
6. «Осетия – спортивная»
7. «Защитники Отечества» и т.д.
В работе с участниками образовательного процесса используются разные формы работы:
С родителями:
*создание мини-музея,
*проведение конкурсной работы среди родителей воспитанников,
*выставки семейных поделок,
*оформление альбомов «Моя семья», «Как мы проводим выходные», «Мы за здоровый
образ жизни».
*Устраивать традиционные национальные праздники с участием родителей,
*совместные экскурсии в музеи города,
*посещение спортивных мероприятий.
С педагогами:
*проведение конкурсов среди педагогов ДОУ :
*«Лучший этнокультурный центр в группе»,
*«Национальные игры»,
*«Конкурс лэпбуков»,
*стенгазет «Мама на работе!», «Мой папа самый лучший!».
*Организация семинаров,
*мастер-классов по организации народных игр с детьми,
*изготовление демонстрационных материалов,
*изготовление дидактических игр для детей.
*проведение конкурсных работ «Мы рисуем мир!»,
* «Конкурс чтецов», поделок, альбомы – эстафеты «Моя семья», «Как мы проводим
выходные».
*Проектная деятельность, опытно-исследовательская работа,
*наблюдения детей в природе,
*трудовая деятельность на участке детского сада,
художественное творчество детей,
*сюжетно-ролевые игры национально - регионального содержания «Путешествие на
галзарме», «Мы пришли в музей».
2.2 Предметно-пространственная среда
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать
ряду требований: хорошая освещенность в дневное и вечернее время, целесообразность
размещения экспонатов, безопасность, доступность, эстетичность, научность и
достоверность представленного материала.
Организация этнокультурного центра в возрастных группах, позволяет
повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями
родного края.
Работая в центре, дошкольники применяют на практике знания, которые они получили
при посещении музеев, во время экскурсий с родителями по городу.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведѐтся и в книжном уголке, где
выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края,
фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

При создании предметно-пространственной среды необходимо обеспечить возможность
реализации разных видов детской активности с учетом компонентов:
- культуры еды, приготовления пищи;
- культуры воспитания, речевой культуры, как на осетинском, так и на русском языке;
- семейные традиции, праздники:
- двигательной, включая формы активности с учетом традиций: народные подвижные,
хороводные, спортивные состязания «Зилахар» и т.д.);
- игровая культура: пособия для сюжетно-ролевых игр куклы с национальной одеждой,
обувь, костюмы, посуда, рабочие инструменты;
- познавательно-исследовательской: центры, оснащенные оборудованием и
информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов
познавательной деятельности детей – книжный уголок, библиотека, уголок природы,
огород на подоконнике, для исследования и познания ремесленных культур осетинского
народа: вязание, чеканка, работа с глиной, природы родного края, памятников культуры;
- центр художественно-изобразительной культуры: живопись, хореография музыкальная
литература, народного фольклора, изобразительного творчества, включая декоративноприкладное искусство, конструирование, музыкальное творчество (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений русских и осетинских композиторов,
пение русских и осетинских песен, исполнение русских и осетинских танцев, игра на
народных музыкальных инструментах).
Предметно-пространственная среда этнокультурного центра (мини-музей) включает в
себя следующие разделы:
- «Моя семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и
составить семейное древо; или наоборот уединится одному, рассматривая фото;
- «Город мой - Владикавказ», в котором дети могут заниматься разными видами
деятельности – смотреть книги о городе современном и старинном, решать
познавательные задачи о городе, путешествовать по районам города (карта города);
- «Природа нашего края», где собраны гербарии, макеты природных зон, растения и
животные; здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и
материалов и утверждаются в своих предположениях;
- «Хочу все знать» — зона детской художественной литературы, иллюстраций и книг о
Владикавказе, Москве, Южной Осетии, Кабардино-Балкарии и других соседних регионах;
- «Игралочка»: настольно-печатные игры по теме «Укрась орнаментом», картотеки
пословиц, поговорок, загадок, считалок, потешки, подборка произведений и стихов
местных авторов с иллюстрациями;
-«Народные игрушки»: предметы и игрушки: куклы, глиняные персонажи людей,
животных;
- «Музыкальные инструменты»: образцы музыкальных инструментов гармонь, арфа,
далафандыр, балалайка, барабан и т.д.;
-«Наши герои»: наглядный и демонстрационный материал, медали и макеты военной
техники, изготовленные родителями и их воспитанниками;
- «Ремесла»: материал для ознакомления с деятельностью народных умельцев, образцы
народного творчества, расписная орнаментом посуда, вышитые салфетки, элементы
народного костюма
В детском саду среда организуется как «социокультурная практика», при этом средствами
организации среды выступают элементы народной педагогики: мини-музеи, уголки
народного творчества, краеведческий уголок.
Среда мини-музея в дошкольном образовательном учреждении предназначается для
активной, творческой деятельности детей по таким направлениям, как поисковая, научноисследовательская, экспозиционная, культурно-образовательная.
Художественные средства - фотографии, фотоальбомы, художественная литература,
видеоматериалы о городе, республике, природе родного края.
Социально - средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции,
обряды).

Отличие краеведческого мини-музея дошкольного учреждения от настоящего музея
заключается в следующем: в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в краеведческом
мини-музее учреждения не только можно, но и нужно!
Музей дошкольного образовательного учреждения можно посещать каждый день, самому
менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции.
Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
2.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может
предусматривать совместную деятельность педагогов, и воспитанников, использованию в
воспитательном процессе :
- знаки и символы республики, населенного пункта и ДОО;
--компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится ДОО;
- компоненты среды, отражающие экологичность, природу и безопасность;
- компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость
общения с семьей;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность познавательного развития,
экспериментирования, освоения новых технологий;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможность посильного труда, а также
отражающие ценности труда в жизни человека и государства;
- компоненты среды, обеспечивающие ребёнку возможности для укрепления здоровья,
раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- компоненты среды, предоставляющие ребёнку возможность погружения в культуру
республики, знакомства с особенностями традиций осетин.
Вся среда ДОО должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для среды необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей.
Игрушки, материалы и оборудование должны соответствовать возрастным задачам
воспитания детей дошкольного возраста и иметь документы, подтверждающие
соответствие требованиям безопасности.
Программа оставляет за Организацией право самостоятельного подбора разновидности
необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей
реализации региональной программы.
При проектировании РППС ДОО нужно учитывать:
- местные этнопсихологические, социокультурные, культурно-исторические и природноклиматические условия, в которых находится ДОО;
- возраст, уровень развития детей и особенности их деятельности, содержание
образования;
- задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
- возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их
семей, педагогов и других сотрудников ДОО, участников сетевого взаимодействия и
других участников образовательной деятельности).
С учётом возможности реализации образовательной программы ДОО в различных
организационных моделях и формах РППС должна соответствовать:
- требованиям ФГОС ДО;
- образовательной программе ДОО;
-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- возрастным особенностям детей;
- воспитывающему характеру обучения детей в ДОО;
- требованиям безопасности и надежности.
2.4 Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской
деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.

В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий
комплекс из l2 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности;
2. Центр безопасности;
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно ролевых детских игр,
предметы-заместители;
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала
и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин,
демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей;
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и
развивающие игрушки;
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование,
демонстрационные материалы и дидактические пособия;
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение
кругозора детей и их знаний об окружающем мире;
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для
детей;
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать
музыкальную и театрализованную деятельность детей;
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения
воспитанников;
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя
и/или специалиста с детьми с ОВЗ;
12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности
детей.
2.5 РППС в центрах активности может включать, в соответствии с возрастными
особенностями воспитанников, следующие разделы:
«Книга – лучший друг» это раздел центра детской художественной литературы,
иллюстраций и книги об Осетии, России и о соседних регионах, книги и альбомы
познавательного характера по знакомству с малой Родиной, художественная литература о
республике, о ВОВ, творчество местных писателей и поэтов, подбор журналов и газет о
родном городе, книжки-самоделки и лэпбуки сделанные совместно с родителями
«Природа нашего края», где собраны коллекции, гербарии, макеты природных зон, виды
гор, растения и животные; здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают
свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
«Хочу все знать» «Красная книга Осетии»,
«Игралочка»: настольно-печатные игры по теме краеведения, картотеки на тему «Игры
разных народов», «Загадки народов РФ», «Пословицы, поговорки», подборка
произведений и стихов местных авторов; «Национальный сундучок»: «Шкатулка
осетинских слов», картотека народных игр, материал для игр и ознакомления с
орнаментом, национальной одеждой, бытом.
«Народные игрушки»: предметы и игрушки старины, игрушки-самоделки; «Музыкальная
палитра»: образцы осетинских музыкальных инструментов, портреты композиторов,
артистов;
«Наши герои»: наглядный и демонстрационный материал, медали и макеты военной
техники, изготовленные родителями и их воспитанниками:
-стенгазеты тематические «Вспомним их поименно», «Освобождение Кавказа»
«Легендарные личности», «Труд людей родной земли»; «Мастерская»: материал для
ознакомления с деятельностью народных умельцев, образцы народного творчества,
расписная посуда, вышитые салфетки, элементы народного костюма;
«Осетия спортивная» - материал по знакомству со спортивными достижениями наших
земляков (борцы, футболисты, штангисты, фехтовальщицы, гимнастки и т.д.) с
последними спортивными событиями. Определяя наполняемость РППС, следует помнить
о целостности образовательного процесса и включать необходимые для реализации
содержания каждого из направлений развития и образования детей (согласно ФГОС ДО).

Ценности истории и культуры родного края дети могут познавать в «Мини-музее», или
«Осетинская сакля» цель которого - повысить качество работы в области ознакомления с
историей, традициями и культурой родного края.
Специально организованные помещения в детском саду должны соответствовать ряду
требований: хорошая освещенность в дневное и вечернее время, целесообразность
размещения экспонатов‖, доступность, эстетичность, научность и достоверность
представленного материала по знакомству детей:
-с историей родной Республик
-с укладом жизни осетин;
-обычаями и традицией родного края;
-с бытом осетин в старину, предметами осетинского быта, их назначением;
-с осетинской кухней;
-с убранством комнаты для гостей;
-с народными инструментами, с их звучанием, историей их возникновения;
-с развлечениями и играми осетин
- с осетинским фольклором, разнообразием его жанров;
-организовать сюжетно-ролевые игры.
Например, в этнокультурном уголке :
Старшая группа
1. Символика Республики Северная Осетия-Алания (герб, флаг, гимн).
Информационный и фотоматериал.
2. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
3. Информационный и наглядный материал о родном городе/селе
(альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
4. Информационный и фотоматериал о столице г. Владикавказ.
5. Информационный и наглядный материал о Республике Северная
Осетия-Алания (города и села, животный и растительный мир).
6. Информационный материал о быте и жизни осетин.
7. Портреты осетинских писателей, их произведения. Осетинские
народные сказки и нартовские сказания.
Подготовительная группа
1. Символика Республики Северная Осетия-Алания (герб, флаг, гимн).
Информационный и фотоматериал.
2. Портрет Главы Республики Северная Осетия-Алания.
3. Куклы в осетинской национальной одежде (мальчик и девочка).
4. Информационный и наглядный материал о родном городе/селе
(альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
5. Информационный и наглядный материал о г. Владикавказ.
6. Информационный и наглядный материал о Северной Осетии
(достопримечательности, животный и растительный мир).
7. Информационный материал о быте и жизни осетин.
8. Портреты осетинских писателей, их произведения.
Осетинские
народные сказки и нартовские сказания.
9. Материал о композиторах, художниках

3. Дополнить Организационный раздел:
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы
Организация должна создать материально-технические условия, обеспечивающие:
1.Возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения
региональной Программы.
2.Выполнение Организацией требований санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов.

В зависимости от возможностей, Организация может создать условия для материальнотехнического оснащения дополнительных помещений:
детских библиотек и видеотек, компьютерно-игровых комплексов, дизайн-студий, и
театральных студий, изостудий мини-музеи, осетинская студия для организации сюжетноролевых игр, экологических троп на территории Организации, позволяющих расширить
образовательное пространство и знакомство с историей родного края.
Организация должна быть оснащена полным набором оборудования для различных видов
детской деятельности в помещении и на участке, игровыми и физкультурными
площадками, озелененной территорией, мебель, техническое оборудование, спортивный и
хозяйственный инвентарь, инвентарь для художественного, театрального, музыкального
творчества, музыкальные инструменты,
3.2 Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных
произведений для реализации региональной Программы
2 – 3 лет.
Ирон адӕмон сфӕлдыстадӕй.
Ирхӕфсӕнтӕ (пестушки) «Гӕлӕбу…», «Æнгуылдзтæ…», «Гакк-гакк…», «Дон-дон»
«Карк –хъудатт», «но-но» «Гæркъæраг…», «Ам гал хызти…»,
« Ацитт, Гино!».
Аргъӕуттӕ: «Рувас, тӕрхъус ӕмӕ уасӕг», «Ӕртӕ хӕлары»,
Уырыссаг адӕмон аргъау: «Булкъ», «Дзыгъуыр карк», сборник «Урс уæрыкк дын
æрбауон» Къорнаты И., Хæллаты А.
Произведения поэтов и писателей: Хетӕгкаты К. Авдӕны зарӕг «Къух дӕ аузын
фӕразы». «Уасӕг», Цӕгӕраты Г.: «Цъиу», «Нана», Дауырӕ: «Тӕрхъус», «Чысыл къона»,
Царукаты В.: «Мӕн цы фӕнды», Атадысты миттӕ», «Уалдзӕг», Астемыраты И.:
«Джыджына», «Мит мӕ ма внал», «Чызджытӕ мӕ лӕппутӕ», «Уары митт» Джимиты К.:
«Гӕдыий лӕппын ӕмӕ къӕбыла», «Мадинӕйы кукла», «бирӕгъ ӕмӕ сӕгъ» «А-ло-лай»
Гусалты З.: «Миты гӕлӕбу», «Мамӕйы ныхӕстӕ», «Мӕ мад»
4 - 5 азд.
Ирхӕфсӕнтӕ: Карк-хъуыдатт…» «А-ло-ла…» «Гино, гино, гисс…»
«Дон-дон-дон…», «Тӕккуы…», «Хъуло-муло гӕлӕбу…», «Но-Но! Мӕнӕ лӕппу…»
Аргъӕуттӕ: «Хиппӕлой тӕрхъус», «Дыууӕ тӕппуды», «Ӕфсир».
«Уалдзӕг» Гулуаты А., «Дидинӕг» Ернигон И., «Дымгӕ» ДжимитыК., «Нӕ мад»
Габысаты З., «Зымӕг» Дауырӕ, «Дидинӕг» Алборты Х., «Митын дада» «Заз бӕлас»
Чеджемты Г., «Атадысты миттӕ», «Саби ӕмӕ зымӕг» Царукъаты Л., «Гыцци», «Хъыст
бон» Плиты Х., «Мамӕйы ныхас» Хабӕты Р., «Мӕ мад» Гусаты З.
Радзырттӕ: Джимиты К. «Шарик ӕмӕ пурти», «Гӕлӕбу», «Гӕды Гида», «Къӕбыла»,
«Уӕздан цъиу», «Уалдзыгон изӕр», «Маленькое чудо» Кусаты А., «Коко ӕмӕ Бапп-бапп»
Астемыраты И.
5-6 азд.
Малые формы фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы,
поговорки, скороговорки, прибаутки
«Къоппа-къоппа-кӕбӕлдзыг…», «Цъиви-цъиви, цъиу…», «Ӕнгуылдз лӕппу, кӕм
уыдтӕ»
«Дзӕуджыхъӕу» Дзасохты М., «Нӕуӕгбонты зарӕг», «Дзывылдар» Хетӕгкаты К.,
«Мамӕйы ныхас» Хабӕты Р., «Мӕн цы фӕнды» Царукъаты В., «Уалдзӕг», «Авдӕн»
Дауыраты З. «Заз бӕлас» Чеджемты Г., «Зымӕг Кайтыхъты Г., Джимиты К. «Уалдзыгон
изӕр», «Бӕлон», «Тӕрхъус рувасыл хинӕй куыд рацыд»
Аргъау «Арс, Рувас ӕмӕ Бирӕгхъ», «Дзӕргъ ӕмӕ бирӕгъ»,
«Рувас ӕмӕ къӕбыла», «Алып», «Зӕронд бирӕгхъ», «Бирӕгъ ӕмӕ Гадзайы авд сӕгъы»,
«Чичи ӕмӕ Бечи» Чеджемты Г., «Яблоко нартов»,

6 - 7 азд.
Малые формы фольклора. Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, пословицы,
поговорки, скороговорки, прибаутки
«Нанаимӕ ныхас», «Уалдзыгон изӕр», «Хӕццӕ-Мӕццӕ» Джимиты К., «Зымӕг»
Царукаты В., «Чызг дзӕццытӕ ахгӕны» Асаты Р., «Цъиуты зарӕг райсом раджы»
Кокайты Т., «Это не тучи» Урумов П., «Времена года», «Разговор с ветром» Басиев М.
Радзырд
«Малусӕг» Джимиты К., «Арс цуанонмӕ уазӕгуаты куыд ацыд», «Хивӕнд Хъӕзи»,
«ӕртӕ бӕлоны», «ӕртӕ ӕфсымӕры ӕмӕ зылын Уаиг», «Сивкӕ-Буркӕ2
«В пастухах» (сказ в стихах) К.Хетагуров
«Мой новый знакомый М. Басиев
Сборник «Сказки снежных- гор» Владикавказ 2019 г. сост. Д.Т. Калоева
Сказания о нартах (на русском и на осетинском языке): «Как нарт Сослан искал сильнее
его», «Поход нартов» «Уартжын-хӕфс» (черепаха), «Приключения Деда Мороза» Дзугаев
Г. Джимиты К. «Алмаси коронӕ», «Бӕдул ӕмӕ цӕргӕсы аргъау»
3.3. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса по
реализации региональной программы.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Приказ от 17 октября 2013 г. N 1155
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022г.№1028
-Письмо Миобрнауки Росии от.09.102.2017г №ТС-945/08 «О реализации прав граждан на
получение образования на родном языке»
- Инструктивно-методическое письмо по организации воспитательно-образовательного
процесса на осетинском языке в дошкольных образовательных организациях РСО-Алании
в соответствии с ФГОС ДО. Утверждено Министрством образования и науки РСО-Алании
от 11.10.2016г.
-Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru
-Постановление Правительства Республики Северная Осетия _Алания «О концепции
осетинского национального образования т и планах реализации Утвержден
Постановлением Правительства РСО-Алании 23.04.2004г
-Закон РСО-Алании «Об образовании в Республике Северная Осетия – Алания статья 8.
Язык образования. №61-рз от 27.12.2013г
-«Этнокультурные проблемы дошкольного образования». Т. Камболов (СевероОсетинский государственный педагогический институт, г. Владикавказ, Россия)
-Алборов Ф.Ш. Музыкальная культура осетин. Владикавказ 2004г.
Рекомендуемые учебные издания
Методические пособия (конспекты занятий) на русском, осетинском и дигорском
диалекте, разработанных кафедрой ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного
педагогического института и рекомендуемых республиканским экспертным советом при
Министерстве образования и науки Республики Северная Осетия –Алания к
использованию в дошкольных образовательных организациях. Владикавказ 2016 год):
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Гугкаева Л.К. Развитие музыкальных способностей (с 3х до 7 лет);
Осокина Н. Г Развитие художественных способностей (с3х до 7 лет)
Гаджинова –Хабалова Р, Воложанин Е. «Арвердын» Владикавказ 2012г.
Образовательная область «Речевое развитие»
ГульчеевДзадзаева Р.М. Программа по развитию осетинского языка (3х- 7лет);
Гульчеева-Дзадзаева Р.М. Развитие осетинской речи (дигорский и иронский);
Цакулова А. Г. Обучение осетинскому языку (3х-4 и 4х-5лет);
Джимиева К.Т. Программа по обучению осетинскому языку (3х-7лет);
Джимиева К.Т. Обучению осетинскому языку (5-6 и 6-7 лет);
Бестаева З.З., М.С. Тезиева, Дзусова Р.В. Обучение русскому языку (3х-7лет)
Стольникова Т.М. Развитие русской речи. Грамота (5-6 и 6-7 лет)

Образовательная область «Ознакомление с окружающим»
Маркина М.В. и Шашлова В. Ю. Ознакомление с окружающим миром (3х-7лет);
Бестаева З.З. Методическое пособие для детей 2-3 лет «Календарно-тематическое
планирование воспитательно-образовательной работы»
Сборники произведений для детей дошкольного возраста И.В. Караевой и К.Т.
Джимиевой на русском и осетинском языке

Месяц

Приложение №1
Комплексно-тематическое планирование организации образовательной
деятельности в старшей группе МБДОУ №8 « Огонёк» по региональному
компоненту ( Региональная программа « Осетия –мой край родной)
Тема ООД
Программное содержание

СЕНТЯБРЬ

«Большая дружная семья»

«Моя группа самая
красивая!»

НОЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

«Как жили осетины в
старину»

Обогащать представления детей о формах поведения и действиях в
различных ситуациях в семье. Обогащать представления о семье,
семейных и родственных отношениях членов семьи, ближайших
родственниках по линии матери и отца, научить ориентироваться в
родственных отношениях, учить правильно, называть себя по
отношению к другим членам семьи, воспитывать чувство
преданности и любви к семье. Рассматривать проявления семейных
традиций и отношения к пожилым членам семьи. Сюжетно-ролевая
игра «Семья»
Продолжать учить детей соблюдению правил поведения в детском
саду. Знакомить детей с устройством простейшего плана
помещений группы и участка. Знакомить с условными знаками и
символами, обозначающими занятия людей. Усвоение детьми
знания по составлению простейшего плана группы. Формировать у
детей представления о профессиях взрослых и их
профессиональных обязанностях.
Пробудить интерес детей к культуре и истории родного края ,
формировать эстетическое и нравственное восприятие,
воспитывать активную гражданскую позицию, патриотизм на
примерах истории и культуре Осетии,- бережное отношение к
культурному наследию своего края, своей малой Родины, гордость
за свой край. Продолжать знакомить с предметами старины, их
названием предназначением, воспитывать интерес к быту
осетинского народа

«Осенний урожай»

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи,
располагать события в определенной последовательности (на
примере получения подсолнечного масла). Знакомить с процессом
производства и потребления продуктов.
Знакомить с профессиями работников сельского хозяйства.
Продолжать учить ценить труд работников села.

«Рисование горного
пейзажа с осетинской
башней».

Приобщать детей к истории родного края. Познакомить с
назначением осетинских башен, пробудить интерес к истории
родного края, к архитектурным памятникам Осетии. Формировать
умение у детей передавать в изображении не только основные
свойства предметов (величина, форма), но и характерные детали,
соотношения предметов и их частей по величине расположению
соотносительно друг друга.
Воспитание любви к своему городу – столице республики. родному
краю, воспитание уважительного отношения к соседям, другим
людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Знакомить с условными знаками и символами, используемые в
городе (Фатима, барсы) гербом города. Учить соблюдать правила
поведения в общественных местах. Знакомить с символикой.

«Мой городВладикавказ»

Беседа на тему
«Осетинская кухня»

Лепка из глины
«Птичка-свисток»

ДЕКАБРЬ

«Мой край»

Чтение эпоса о нартах
«Яблоко нартов».
«Закат над городом»
Рисование акварелью

ФЕВРАЛ
Ь

ЯНВАРЬ

«Цирковое
представление»

«Зимние игры
соревнование»

и

«Путешествие в горы»

Рассказ о национальных блюдах. Приобщение к традиционной
культуре через знакомство с блюдами осетинской кухни. Хлеб
пшеничный, осетинский сыр, дзыкка из сыра, чурек кукурузный
(осет. кæрдзын), запиваемый молоком либо простой ключевой
водой. Самым важным блюдом на осетинском столе раньше и
сейчас являются пироги. Их начинка: картофель, мясо, сыр, листья
свеклы, тыква, ягоды, капуста, черемша. Мясо, шашлык
фыдчин раньше только на праздничном столе. Среди национальных
напитков самыми излюбленными было пиво. По преданию, пиво
изобрела Шатана, главная героиня нартовского эпоса осетин.
Разработка и составление правил питания в группе. Разговор о
правилах соблюдения этикета.
Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным
искусством, расширять представления о народных игрушках.
Развивать эмоциональный отклик на проявление красоты в
окружающем мире, произведениях искусств и собственных
творческих работах, способствовать освоению эстетических
оценок, суждений. После просушки изделия нанести кистью
орнамент
Обогащать представление детей о малой родине, поддерживать
любознательность по отношению к родному краю, почему именно
так устроен населенный пункт, знакомить со смыслом некоторых
символов и памятников населенного пункта, развивать умения
откликаться на проявления красоты в различных архитектурных
сооружениях, расширить представление о родном крае,
познакомить детей с названиями городов, поселков, рек,
воспитывать гордость за родной край, желание быть ему полезным.
Воспитание интереса к художественной литературе, обогащать
опыт восприятия жанров фольклора – нартский эпос. Углублять
восприятие содержания и формы произведений (оценка характера
персонажа с опорой на портреты персонажей, поступки, мотивы
поведения и другие средства раскрытия образа)
Продолжать развивать эстетические чувства, эмоции, вкус, умения
наблюдать и оценивать прекрасное в окружающей ребенка
действительности, природе. Формировать духовно нравственные
качества в процессе ознакомления с различными видами искусств.
Воспитывать бережное отношение к дрессированным
животным. Формировать представление о профессии артиста
цирка, их профессиональных принадлежностях и занятиях.
Развивать воображение детей в процессе придумывание цирковых
номеров. Учить соблюдать правило поведения во время
выступления детей.
Учить детей правильно вести себя на морозе, соблюдать правила
катания на санках. Формирование основ здорового образа жизни,
уточнить представления детей о здоровье, факторах, влияющих на
него. Составление детьми правил соревнований. Организовать
игру - соревнование. Знакомить со спортивными профессиями.
Формирование первоначальных представлений детей об
образе жизни людей в горных селениях, о зависимости образа
жизни людей от климатических условий, особенностях их
культуры.
Развивать умения выделять сходство и различие
архитектурных сооружений одинакового назначения.

«Терекрека бурная»

Аппликация
«Осетинский
Танец»
«Мама милая моя!»

МАРТ

«Вид с птичьего полета»

Праздничная открытка

АПРЕЛЬ

«К нам с гор пришла
весна»

Беседа

Дать представление о значении рек в Осетии. Формировать
элементарные представления детей об использовании воды и ее
силе. Прививать желание не расходовать зря природные ресурсы.
Учить устанавливать простые связи между явлениями природы.
Формировать не потребительские отношения к природе, навыки
рационального природопользования. Планирование и реализация
проекта «Круговорот воды природе»
Продолжать формировать умение детей создавать сюжетные
изображения по представлению, развивать чувство композиции.
Закрепить приемы вырезания симметричных предметов из бумаги,
сложенной вдвое.
Развивать чувство цвета, колорита, композиции.
Беседа о предстоящем женском празднике. Знакомить с
профессиями, в которых женщины добились значительных
успехов. Учить ценить труд, уважительно относится к выполнению
работы на дому, независимо от того, кто ее выполняет- мама или
бабушка.
. Учить детей ориентироваться по карте Осетии. Отмечать и
находить реки, горы, равнины, города Осетии. Знакомить с
составлением простейших планов, схем окружающего
пространства. Закрепить знание основной символики республики
(флаг, гимн, герб)
Способствовать у детей овладению композиционным умениям,
учить располагать предмет на листе бумаги с учетом его
пропорции. При рисовании карандашами передавать оттенки цвета,
регулируя нажим на карандаш.
Познакомить с правилами дарения подарка.
Организовать сюжетно-ролевую игру «В гости к нана»
Учить детей уважать культуру своего народа. Продолжать
знакомить с особенностями времени года в нашей республике.
Отметить снежные вершины в горах, а в городе ярко светит солнце,
цветут деревья и цветы
Формировать первоначальное представление детей об образе
жизни людей в горах, о зависимости образа жизни от
климатических условий, формировать начала экологически
грамотного поведения.

Воспитание ценностного отношения к наследию своего народа, к
нравственным и культурным наследиям Осетии, дать понятие о
земледелии предков: на равнине— земледелие, сеяли пшеницу,
«Труд осетин на равнине и кукурузу, ячмень. В горах земледелие и скотоводство (овцы, козы,
в горах»
крупный рогатый скот) Главное орудие труда в горах соха с
упряжкой парой быков, на равнине тяжёлый плуг, в упряжке волов.
Преобладало овцеводство и козоводство, на равнине — крупный
рогатый скот, лошади. Были развиты домашние промыслы,
ремёсла производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по
дереву и камню, кузнечное, ювелирное, вышивка.

МАЙ

Лепка «Пивная чаша»

Продолжать формировать у детей первоначальную культуру,
обогащать предметно-практическую деятельность: интерес к
народным предметам, выделять их свойства, качества и способы
использования. Продолжать учить соблюдать простейшую
последовательность действий с предметами, не отступая от
поставленной задачи. Используя игровую ситуацию, знакомить
детей с народными традициями.

Телевидение
«Осетия-Иристон»

Сформировать представление о средствах коммуникации в
Осетии. Формировать представление детей о профессии людей,
работающих на телевидении (журналист, телеведущий, оператор),
их профессиональными принадлежностями и занятием. Напомнить
какие передачи для детей на канале «Осетия Иристон»
Организация сюжетно-ролевой игры «Телевидение»

Новости с майских
праздников
«1 МАЯ»
«День Победы»

Дать представления о событиях связанных с празднованием
майских праздников в Осетии. Воспитывать у детей чувство любви
к своей Родине.
Сюжетно-ролевая игра «Радиопередача»
Развивать осознание детьми принадлежности к своему
народу. Иметь культурно-историческое представление об Осетии и
России.

«Шапочка для невесты».
Орнамент

Формировать духовно-нравственные качества, в процессе
ознакомления с осетинским орнаментом как вид искусства.
Развивать эстетические интерес, эстетические предпочтения,
желание познавать искусство своего народа. Расширять
представления о художественных промыслах осетин.

Комплексно-тематическое планирование организации образовательной деятельности в
подготовительной группе МБДОУ №8 « Огонёк» по региональному компоненту
( Региональная программа « Осетия –мой край родной)
Месяц

Тема ООД

Сентябрь

«День хлеба.
Праздник урожая».
Сказка
«Колосок» (ӕфсир)

Труженики села
сегодня и в давние
времена

Октябрь

Гордость Осетии
К.Л. Хетагуров.
«Къоста чысылӕй»
З.Гусалты
Осень «Желтеют
трава и кусты».
«Фӕззӕг»
К.Хӕтагкаты
«Сельский двор»
(рисование
цветными
карандашами)

Старшие и
младшие

Ноябрь

Друг в беде не
бросит

Программное

содержание

Закрепить и расширить знания детей об особенностях
выращивания зерновых культур; о труде хлебороба. Закрепить
представление о времени сбора урожая. Знакомить с
сельскохозяйственными профессиями.
− Воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к
хлебу Хлеб пшеничный, осетинский сыр, дзыкка из сыра, чурек
кукурузный (осет. кæрдзын). Самым важным блюдом на
осетинском столе являются пироги. Начинка пирогов: картофель,
мясо, сыр, листья свеклы, тыква, ягоды, капуста, черемша.
Расширять и закреплять знания о сельском хозяйстве, о профессиях
людей, живущих на селе, находить сходства и различия между
селом и городом.
Воспитывать уважение к труду сельского труженика.
Расширять знания детей о творчестве Коста Хетагурова, о жизни
осетинского народа в далекие времена.
Развивать речь, память, умение делать умозаключения.
Воспитывать гордость за свой край, уважение к творчеству поэта и
художника К. Хетагурова.
Закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в
природе; обобщить и систематизировать представления о
характерных признаках осени; формировать элементарные
научные экологические знания, доступные пониманию ребенка.
Воспитвать умение видеть прекрасное в любом времени года
Рисование на основе наблюдений. Работа гуашевыми красками.
Поговорить о труде селян, сделав акцент на содержании
домашних животных.
Изобразить человека и домашних животных, передавая
особенности их строения. Цветом передать не только характерный
окрас животных, но и теплые чувства людей к ним.
Закреплять и расширять представления детей о различиях и
сходствах детей и взрослых, об их обязанностях,
делать самостоятельные умозаключения, предметность
восприятия.
Воспитывать уважение к сверстникам и взрослым, умение слушать
друг друга, формировать представление о семье; семейных
традициях; обязанностях.
Обогащать словарный запас детей (родня, семья, забота,
порадовать, уступить, вежливость)
Формировать представление о понятиях «друг», «дружба»,
«дружелюбие»; − Стимулировать коммуникативно–речевую,
познавательную деятельность детей;
− Воспитывать желание быть хорошим другом, отличать друга
друга

Осенняя печаль
природы

Декабрь

«Знаем ли мы
сказку?»
«Хӕцӕ-мӕццӕ»
К.Джимиты
Коста – художник и
поэт
Работа
акварельными
красками и
мелками.

Коллективная
работа
«Осетинский танец
– Симд»

Искусство Осетии

Февраль

январь

«Будь здоров!»

Экскурсия
к памятнику
героя ВОВ
Барбашова.

Рисование на основе предварительных наблюдений. Работа
гуашевыми красками. Знакомить детей с жизнью природы в
различных ее временных состояниях. При изображении
деревьев передать характер ветвей (ажурных или динамичных).
Разместить на листе изображения осеннего пейзажа с акцентом на
деревья
Закреплять знания детьми сказок. умение анализировать,
фантазировать, владеть формами речевого этикета,
Воспитывать отношение к родному языку как к народной
ценности, умение чувствовать красоту языка, стремление говорить
красиво, воспитывать интерес к сказкам, развивать понимание
нравственно-этических отношений героев сказок.
Рисование на основе информации просмотра картин.
Познакомить с произведениями живописи и поэзии
К. Л. Хетагурова. Изобразить природный пейзаж,
передавая величие гор, стремительность горных рек. Цветом
выразить суровую красоту природы Кавказа. Разместить на листе
изображение горного пейзажа, ввести фигуру пастуха, горянки или
Коста.
Формировать представление о жанровых, композиционных и
языковых особенностях жанров литературы
Продолжать развивать интерес к лепке, приемы лепки, освоенные
ранее, поощрять проявление активности и творчества, выражения
эстетических чувств при рассматривании скульптуры, создавать
скульптурный образ танцовщицы. Совместно объединить все
образы в один танец, придумать название, описать характер своего
изделия.
Закрепить знания об искусстве Осетии, обогащать представления
детей о художниках, скульпторах родного края, вызывать желание
посещать музеи и выставки в нашем городе. Воспитывать гордость
за достижения в искусстве жителей Республики.
Систематизировать представления детей о многообразии
художественных промыслов, ввести в активный словарь
существительные: мастер, умелец, роспись, коллекция, музей,
экскурсовод, златокузнец, златошвейка.
Становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому
образу жизни, интерес к осетинским подвижным играм,
закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и
правилам. Расширять представления детей о том, какое поведение
опасно, развивать умение избегать опасности, соблюдать меры
предосторожности, научить детей пользоваться телефонами
службы спасения.
Воспитывать уважение к защитникам Отечества. Знакомить с
яркими биографическими фактами, поступками героя, вызывать
яркий позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
Поддерживать проявление у детей первичной социальной
активности, принимать участие в значимых событиях, связанных с
событиями военных лет, и подвигами земляков (волонтерство,
чествование ветеранов, социальные акции)

Защитники Осетии
«ӕхсӕсзаздзыд
Солдат»
К. Джимиты

«Детство Ахсара и
Ахсартага».
Работа гуашевыми
красками

«Мамы очень я
люблю!»

«Книга наш друг и
Учитель»
«Красная книга»

Март

Открытка
«С 8 Марта»
Работа цветными
фломастерами

Апрель

Космос

Земля мой дом

Закрепить и расширить знания детей о различных профессиях в
Российской армии, закрепить умение ориентироваться в разных
родах войск, продолжать знакомить с картой Северной Осетии,
находить границы
республики.
Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма,
осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, учить
уважительно относится к ее символике флагу, гимну.
Рисование на основе воображения и фантазии, поговорить о
значении легенд эпоса в истории осетин. Познакомить с
профессией художника-летописца. Передать образ героев эпоса,
отработать навыки и умения при создании выразительных образов
персонажей эпоса.
Через цвет выразить ощущение необычности происходящего,
разместить на листе персонажей, передавая эмоциональную и
смысловую связи между ними.
Знакомить детей с профессиями, в которых женщины добились
значительных успехов.
Развивать различные формы мышления: суждение, размышление
обогащать речь детей образными словами и выражениями,
эпитетами.
Воспитывать у ребёнка уважение к матери и ко всем женщинам,
девочкам вообще.
Продолжать знакомить детей с книгой – источником знаний,
формировать представления детей об их тематическом и жанровом
многообразии.
Формировать бережное и уважительное отношение к книге.
Продолжать формировать бережное отношение к окружающему
миру, уважительное отношение к природе в целом. Воспитывать в
детях любовь ко всему живому, закрепить понимание того, что
необходимо беречь и охранять всех без исключения животных и
растения
Изготовление поздравительной открытки.
. Дать представление о видах декоративной графики.
Отработать навыки и умения при изготовлении поздравительной
открытки. Выбрать гармоничные цвета – яркие или нежные.
Разместить на листе текст Праздничного содержания и
изображение весенних цветов
Продолжать формировать у детей понятие «Космос»,
представление о космонавтах и праздновании дня космонавтики.
Воспитывать чувство гордости за людей
Систематизировать знания детей об окружающем мире, обогащать
представления о разных людях, живущих вокруг. Формировать
этнокультурное самосознание.
Воспитывать интерес и толерантное отношение к представителям
других национальностей

Приобщать к традициям и культурного наследия народа, шедеврам
художественной культуры, знакомить с изделиями с изделиями
народных промыслов, закреплять и углублять знания об
осетинском орнаменте. Учить создавать узор на листах в форме
народного изделия.

Беседа
«Легендарные
личности И. Плиев и
Х.Мамсуров»

Формировать у детей представления о победе нашего народа в
Великой Отечественной войне. Показ портретов, памятников
героев. Рассказы о подвигах героев
Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной
войны, чувство патриотизма, любви к своей Родине и
мужественным землякам.

«До свидания
Детский сад
Здравствуй школа!»

Обогащать представления о природных явлениях, расширять
кругозор детей, воспитывать бережное отношение к окружающему
миру. Формировать у дошкольников представление о школе.
Развивать познавательную активность детей, учить рассуждать,
делать выводы, развивать аналитические способности. Испытывать
к интерес к школе, желание учиться, умение работать в коллективе
и самостоятельно.

Мои мечты
«Будущее Осетии»
Работа гуашью или
фломастерами

Рисование на основе наблюдений впечатлений
и фантазии. Закрепить знания об архитектуре, культуре, искусстве,
о развитии общества. Отработка навыков и умения изображать
человека разнохарактерным, в рисунке использовать цвета яркие,
звонкие, выражающие радость и передающие красоту
окружающего мира. Разместить на листе изображение жизненной
сценки, окрашенной позитивными эмоциями, отражающие мечты о
будущем. Уметь презентовать свой труд

Май

Декоративное
рисование
«Платье невесты»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».